Источник: Аргументы и факты
Двадцать лет назад в Кармадонском ущелье республики сошёл ледник Колка, что привело к массовой гибели людей. По прогнозам учёных, он должен был двинуться не ранее 2030 года. Однако всё случилось намного раньше. 20 сентября 2002 года ледовый поток с глиной и камнями пронесся за 7 минут почти на 20 км по долине реки Геналдон со средней скоростью почти 200 км/час (от 80 до 360 км/ч), разрушив строения, базы отдыха, линии электропередач. Погибли 125 человек. Может ли гляциальная катастрофа повториться, stav.aif.ru рассказал научный руководитель Геофизического института Владикавказского научного центра Российской академии наук (ВНЦ РАН) Владислав Заалишвили.
Вулкан подогрел?
Залина Бедоева, stav.aif.ru: Владислав Борисович, спустя 20 лет у ученых всё ещё нет единого взгляда на причины схода ледника. Какова ваша версия?
Владислав Заалишвили: Мои коллеги из Северо-Кавказского горно-металлургического института пришли к выводу, что причина удара - падение одного из висячих ледников. Я сначала поддерживал эту версию, мы даже писали на сейсмограммах, что это был обвал. Сейчас думаю иначе - факторов могло быть много.
Научный руководитель Института географии РАН Владимир Котляков выдвинул гипотезу о гидравлическом ударе: вода собралась в реке Колка, которая протекает под ледником, и её давление спровоцировало движение ледово-каменной массы. Ещё была гипотеза профессора Михаила Бергера о газодинамическом взрыве. Возможно, взорвался газ из фумарол (трещин) вулкана Казбек под ледником. Решающую роль в отрыве всей массы льда от ложа и её стремительном продвижении вниз сыграла вода. По нашей версии, сход мог быть и результатом резонансного воздействия сейсмической волны землетрясения, случившегося на расстоянии в 10 000 км. Локальных движений земной коры в тот момент не было.
Можно было бы точно ответить на эти вопросы, если бы мы имели запись движения ледника непосредственно в зоне схода селя. Но, к сожалению, система мониторинга тех лет не дала полную картину и не позволила выявить на сто процентов причину произошедшего. Наиболее вероятные версии описаны в объёмной книге «Ледник Колка. Вчера, сегодня, завтра», которую мы опубликовали в 2014 году. Планируем переиздать, включив новые данные.
- Ваши исследования подтвердили теорию цикличности схода Колки?
- Да, он сходит раз в 60-70 лет, ориентировочно это было в 1752, 1834, 1902, 1969-70 годах. В 1902 году Колка также сошёл неожиданно. В следующий раз медленно, в течение года. Очередной сход должен был произойти примерно в 2036 году, но всё произошло гораздо раньше спрогнозированной даты, ледник повёл себя аномально. Влияли разные факторы, например, снежные зимы могли сократить интервал.
- Каковы прогнозы?
- Я считаю, что следующая катастрофа может произойти вновь раньше, чем через 67 лет. Уже прошло 20, и мы можем ожидать подвижку уже через 10-20 лет. Коллеги из Института географии РАН установили этим летом, что за прошедшее время Колка набрала лишь 40% массы, наполняющей ложе ледника. Но скорость формирования тела ледника может меняться в зависимости от климатических условий. Мы сегодня не знаем точно через 10 или 40 лет это произойдет. Нет полных данных, не достаточно оборудования для более качественных исследований.
После развала СССР разрушена система мониторинга ледника. На момент схода в 2002 году в республике стояло пять станций Геофизического института ВНЦ РАН, ближайшая - в посёлке Фиагдон. Они записали, как сходил ледник, но этого было мало. В 2004 году я попросил помощи коллег в Грузии, где со времён СССР располагались станции наблюдений за ядерными взрывами. Они нашли записи 20 сентября 2002 года, и это стало большей удачей. Мы выяснили, что перед сходом был объемный импульс вертикальной направленности, но природа остаётся пока неизвестной. Мы реконструировали до десятых долей секунд, как шёл ледник. Опираясь на исследования осетинских геологов и используя математическое моделирование, установили, что в начале движения длина потока составляла 5 км, затем 4 км и, наконец, 3 км при выходе в долину реки Геналдон.
По мере расширения ледово-каменного потока его скорость падала. Высота составляла 200-250 метров. Удар о горный массив значительно притормозил движение перед Кармадонскими воротами (сужением долины). Через них пошла только жидкая масса. По расчётам геологов, всего сошло более 150 млн кубометров ледово-каменной массы. Эта цифра позволяет прогнозировать объём следующего схода, так как ложе ледника опустело.
Казбек может проснуться
- Мониторинг с тех пор усовершенствовали?
- В 2003 году, когда я стал директором института, мы установили станцию «Кармадон» в селении Кани, а позже, в 2012 году, при поддержке МЧС по РСО - Алания, ещё одну - «Колка». Создали Кармадонский параметрический полигон - сеть наблюдений за опасными природно-техногенными процессами.
В 2006 году обновили цифровые станции первого поколения. Сегодня их 12: восемь по республике и четыре во Владикавказе. Есть гравиметр для высокоточного измерения силы тяжести, квадракоптер для сбора визуальной информации.
Но мы уже не первый год говорим, что нужно создать Международный геолого-геофизический полигон. Нашим станциям требуется обновление. Нужны дополнительные деформографы и другие датчики, которые позволят точнее прогнозировать природные катастрофы. Сейчас наши станции сейсмического типа реагируют только на движения (землетрясения, взрывы, оползни и т.д.). А деформографы позволили бы заранее выявлять деформации, которые могут привести к стихийным бедствиям. Нужно наладить передачу информации по спутниковой связи. На всё требуются деньги.
Даже землетрясение можно спрогнозировать, но чтобы сказать, каким оно будет, нужен многофакторный анализ данных. С ледниками проще - мы видим чашу, где собирается ледово-каменная масса.
- Можем ли мы себя обезопасить от схода Колки в будущем?
- После катастрофы звучали предложения срезать ограждающие морены (ледниковые отложения), чтобы ледник не формировался. Но ведь он - источник пресной воды, пополняющей реки. Нельзя радикально вмешиваться в природные процессы. Поэтому мы и ведём инструментальный мониторинг, наблюдаем за состоянием Колки. У нас ещё есть время, чтобы создать более точную систему наблюдения, чтобы все данные получать моментально и сразу же обрабатывать. Тогда ледник будет под контролем, и мы будем знать, что там происходит.
- Другие ледники Северной Осетии тоже под присмотром?
- Отчасти. Они не так опасны, потому что расположены в безлюдных районах. Кроме того, многие ледники из-за потепления климата не наращивают ледниковую массу. Однако в республике есть и другие природные опасности, например, оползни, спящий вулкан Казбек. Он менее активен, чем Эльбрус. Последний раз его извержения происходили 6-7 или даже 50 тысяч лет назад, но он не потерял свою силу, его глубинные процессы тоже могли спровоцировать сход Колки. Природные угрозы висят над нами как Дамоклов меч.
Есть и техногенные опасности - «законсервированные» рудники, обвалы горной породы внутри которых, также могли стать причиной катастрофы, камнепады, обусловленные урбанизацией.
Управлять рисками различного происхождения помогает комплексный мониторинг, современное оборудование и новые научные подходы.